Требования
к условиям преподавания предмета «Самопознание»
в организациях образования
Настоящие требования разработаны ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание».
Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса по предмету «Самопознание», предъявляемые при введении Государственного
общеобязательного стандарта среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» в практику обучения.
Требования к комплексному оснащению учебного кабинета «Самопознание» ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения самопознанию, но и, прежде всего, для достижения ожидаемых результатов как показателя нравственно-духовного развития учащихся.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
1. Качественный состав учителей самопознания.
Наличие у руководителей и педагогов сертификатов курсов повышения квалификации по предмету «Самопознание» не ранее 2013 года, полученных в ННПООЦ «Бөбек» или филиалах АО НЦПК «Өрлеу»). 2. Морально-психологический климат в школе:
·стиль работы администрации школы (авторитарный, либеральный, гуманный), выявляется в ходе:
а) бесед с администрацией, учителями, учащимися, выясняющих отношение к предмету и подбору учителей самопознания;
б) наблюдений за обстановкой при беседе с учителями в присутствии администрации и без нее;
в) наблюдений за общей обстановкой в школе.
·интеграция общечеловеческих ценностей в учебную деятельность школы (наличие учителей, интегрирующих общечеловеческие ценности в содержание предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла, практики обмена опытом).
·интеграция общечеловеческих ценностей во внеучебную деятельность школы (наличие проводимых регулярных общешкольных мероприятий по самопознанию, например, декад самопознания, дней Любви и Доброты, дня Благодарения и т.д.; благотворительных акций, что предполагает посещение учащимися детских домов, домов престарелых, одиноких пожилых людей с подарками, концертами и оказанием помощи, помимо обязательных для всех школ акций «Забота», «День Победы», «День пожилого человека» и др.; а также работу с инвалидами, прикрепленными к школе, и другие возможные формы работы).
3. Состояние кабинетов Самопознания:
·количество кабинетов (в соответствии с численностью учащихся);
·наличие нормативно-правовой документации (Приложение 1);
·наличие ТСО (магнитофонов – обязательно, остального – по мере материальных возможностей школы);
·расположение парт (желательны мобильные парты, дающие возможность удобной групповой работы и творческой деятельности – по мере материальных возможностей школы);
·уголок творческих работ учащихся (не требуется наличия портфолио для каждого учащегося, достаточно общей папки творческих работ учащихся для каждого класса за учебный год).
4. Наличие в библиотечном фонде организации образования книг нравственно-духовного содержания (научно-методическая и художественная литература, периодические издания).
5. Схема анализа урока (Приложение 2):
·Анализурока:
а) организационный момент урока должен включать позитивный настрой, объявление темы урока;
б) позитивное высказывание (цитата) должно быть коротким, легким для запоминания учащимися (желательно его
повторить несколько раз с целью запоминания);
в) рассказывание истории или притчи (из учебника или других источников по выбору учителя), которая глубоко раскрывает духовно-нравственную суть урока, и беседа, грамотно и корректно выводящая учащихся на духовно-нравственные размышления;
г) творческая деятельность или групповая работа, способствующая раскрытию темы урока (во время творческой
деятельности желательно негромкое спокойное музыкальное сопровождение, затрагивающее тонкие струны души человека);
д) музыка и групповое пение могут использоваться в любое время урока, по усмотрению учителя (групповое пение
способствует раскрытию сердечной сферы);
·раскрытие духовно-нравственной глубины темы урока (все методы, применяемые учителем, на каждом этапе урока должны выводить учащихся на глубинное размышление о сути человеческой природы, о смысле жизни, об истинных ценностях человека; особенное значение имеет умело выстроенная учителем беседа, где акцентируется внимание на глубоком анализе ответов учащихся);
·преобладающий стиль учителя:
а) авторитарный (учитель навязывает свое мнение, постоянно поправляет детей, доканчивает за них мысль и т.д.);
б) либеральный (учитель занимает позицию соглашательства со всеми, подчас противоположными друг другу мнениями, не направляет учащихся на глубинное размышление о духовно-нравственной сути темы, задаёт риторические однотипные вопросы, уводя от осмысления важнейших выводов);
в) гуманный (учитель с любовью выслушивает мнения всех учащихся и через поставленные вопросы выводит их на собственные глубокие духовно-нравственные ответы);
·дисциплина на уроке (наличие учебников и рабочих тетрадей у учащихся, ведение рабочих тетрадей, вовлеченность учащихся в учебный процесс).
Приложение 1
1. Государственный общеобязательный стандарт по предмету «Самопознание», издание 2010 г.
2. Учебная программа по предмету «Самопознание» 1-11 класс, издание, 2010 г.
3. Приказ МОН РК № 343 от 28.06.2010 г. О завершении экспериментальной работы по программе НДО «Самопознание».
Приложение 2
Схема анализа урока самопознания
Школа___________
Дата__________
Педагог___________
Класс____
Кол-во уч-ся_______
Тема__________________________________________________________
Ценность____________________
Качества____________________________________________
Цель: Задачи: |
Ресурсы: (материалы, источники) |
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. 2. Проверка домашнего задания. |
Примечания |
3. Цитата урока. |
|
4. Рассказывание истории. |
|
5. Творческая деятельность, групповая работа. |
|
6. Групповое пение. |
|
7. Домашнее задание. |
|
8. Заключительная минута урока. |
|
№ |
Критерии |
Баллы |
Показатели урока |
1.
|
Духовно-нравственная глубина урока |
0-2 |
|
2.
|
Педагогический стиль учителя |
0-1 |
|
3.
|
Творчествоучителя |
0-1 |
|
4.
|
Использование метода рассказывания |
0-1 |
|
5.
|
Музыка и пение на уроке |
0-1 |
|
6.
|
Дисциплина на уроке |
0-1 |
|
7.
|
Ведение рабочей тетради |
0-1 |
|
|
Всего |
0-8 |
|
Общая оценка урока:
4-6 баллов – удовлетворительно;
7 баллов – хорошо;
8 баллов – отлично.
Одобрено на заседании
научно-методического Совета ННПООЦ «Бобек»
Протокол №1 от 20.02.2015 г.